НЕ ВСПУГНИТЕ ПТИЦ
Графический проект Ольги Молчановой-Пермяковой посвящен ее неизменным любимицам – маленьким хрупким птицам. Выполненные тушью воробьи, зяблики и синицы уютно гнездятся на бумаге. Словно шутя, она наделяет их человеческими чертами, продолжая свои размышления о жизни женщины-художника. С одной стороны, птица – это всегда свобода и желание творческого полета, с другой – гнездо, дом, очаг. Женщина-птица стремится летать, но бывает лишена этого во имя не менее важной миссии – семьи и детей.
Несмотря на глубокую рефлексию, в образах и названиях работ читается ненавязчивая ирония. Здесь Молчанова-Пермякова продолжает юмористическую традицию любимого классика. Ее чеховские барышни-щебетуньи живут в простых бытовых сюжетах, ведут дамские разговоры по делу и без. Но при этом им нельзя отказать в стати и достоинстве. Птички-невелички всегда элегантны: талия подчеркнута, крахмальные воротнички белоснежны, шею украшает нитка бус. Ольга помещает их в самую привлекательную для себя эпоху, когда под влиянием Коко Шанель мир моды обретает новую женственность: прощается с корсетами, выбирает лаконичные силуэты и цвета, возвращается к жемчугу. Примечательно, что сама художница одевается в том же стиле. Но при этом подчеркивает, что для нее чёрный цвет не имеет никакого отношения к скорби. Ее черный – самый благородный из цветов, бархатный, праздничный, парадный.
Глядя на черно-белую гамму выставки, сложно не заметить сходство рисунков тушью с ретро фотографией: нарочитая постановочность, виньетка по краю, зернистость изображения, очаги расфокуса и локальные пересветы. Художница действительно обращается к историческим фотопортретам: у птиц то тут, то там проглядывают черты Ольги Книппер-Чеховой, Алисы Коонен, Веры Холодной. Как яркий собирательный образ особо примечательна Анна Георгиевна – красивая, утонченная, в боа, но, как водится у актрис, неврастеничная и с жуткой мигренью.
Итого, на выставке «Не вспугните птиц» представлено более двадцати любопытных, оригинально исполненных сюжетов-метафор, и это в очередной раз доказывает, что графика Ольги Молчановой-Пермяковой – явление ничуть не менее интересное, чем ее живопись.