Проект двух молодых художников Вики Ушаковой и Ани Шайдуровой. Являясь молодыми художниками и студентками Уральского филиала Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, затронули глубокую философскую тему в творческих работах. Объединяющим звеном всего проекта является отсылка к советской символике бытового благополучия: хрусталю и тюлю. Которым, в свою очередь, противопоставлены «простые» материалы: мешковина и двунитка. Хрусталь в серванте всегда был ярким показателем достатка и благополучия в каждой «хрущевке» Советского союза. А тюль, не несущий практически никакой утилитарной функции, — был обязательным атрибутом советского окна каждой уважаемой семьи. Удивительно еще то, что два художника — молодых, родившихся в самом конце ХХ столетия, так тонко, с налетом ностальгии передают ту атмосферу советского застолья и быта. Одновременно обнажая поверхностные «артефакты благополучия», некое мещанство, в тоже время, которое в ХХ веке приобрело сатирический окрас. Хотя данный термин получил искаженную интерпретацию относительно первоначального значения слова. Меща́нство ( польск.mieszczanin — горожа́нин) — сословие Российской империи. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Наименование «мещане» в ней было определено как «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества и являлись более привилегированным сословием, чем крестьяне. Из противопоставления мещан дворянам, как более образованному сословию, развился переносный смысл слова «мещане» — простонародье, простолюдины, — под «простотой» которых понимаются необразованность, узкий кругозор, неразвитые вкусы. Так, образ хрусталя служит символом той «богемной» жизни, которую транслирует общество через кинокадры и фотографии. Как и термин «мещанство», «богема», в том числе, приобрела несколько искаженный характер. Изначально «богема» - одно из названий цыган во французском языке — bohémiens, букв. -«богемцы», жители Богемии, области (страны) на территории нынешней Чехии, где в Средние века жило много цыган; таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган (кроме того, многие цыгане сами были актёрами, певцами и музыкантами). Термин появился во Франции в первой половине ХIХ века и приобрёл большую популярность после появления романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1849 год) (впоследствии, при участии Теодора Баррьера был переработан в одноименную пьесу), а особенно — после знаменитых одноименных опер Пуччини (1896 год) и Леонкавалло (1897 год). На заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики икульта труда, поэтому богема отрицалась и советской властью, и подобно слову «мещанство», — приобрело негативныйоттенок. Хотя тема, символика, вопросы, задаваемыечерез работы, схожи, художники очень самобытны и различны в настроении и языке передачи. Аня Шайдурова лирична, в некоторых моментах не по возрасту трагична. С отсылкой на прошлое, детство, с ностальгическим мироощущением, всегда возвращающимся в прошлое: старый дворик, который не меняется уже несколько поколений; деревянные дома, бараки, которым более 70 лет. Как и сама подача работ: холсты как-будто препарированы, вывернуты наизнанку, как-будто Анна достает настолько личное и сокровенное на обозрение зрителя, что ни единый «орган» не сможет быть спрятан. И Вика Ушакова с некой теплой иронией к происходящему. У художника скорее работы про «здесь и сейчас», да, с предметами «советской роскоши», но применяемой именно среднерусской богемой в наши дни. Определенная игра со смыслами через сочетание контрастирующих фактур, символов, артефактов совершенно разных слоев населения богемы и мещан — антогоничных по образу жизни, мышлению и мировоззрению. Работы художников столь необычны, разнообразны в стилистических и художественных решениях, создают удивительное «кружево», которое побуждает к размышлению. Примечательно, что художники именно в этих двух контекстах раскрывают поэтический налет «советскости» на сегодняшний быт. Возвращают нас к тому, что в каждой эпохе были поверхностные символы благополучия, стабильности и успеха, как в наши дни таковыми являются: айфон или «брендовая» одежда. Один из основополагающих вопросов, проходящих красной нитью через все произведения: быть или казаться?