Анна Чугайнова - художник в поисках человеческой сути. «Человек – самая большая тайна», – с этой мыслью она идёт по жизни и транслирует в проекте «Осознание».
Анна видит человека существом высшего порядка, обладающим как разумом, так и красотой физического тела. Но также её человек – очень страшное существо. Поэтому ее работы противоречивы и неоднозначны: глубокая любовь к человеку местами переплетена с ненавистью, грация – со страхом, разумность – с гневом. Излюбленный оттенок автора – двойственный лимонно-желтый: солнечный, интенсивный, свежий, но в то же время токсичный и «больной».
Художница осознанно говорит нет реалистичности, идеальным гладким формам. Подобный подход слишком поверхностный, чтобы охватить человека целиком. Ее работы отличает подчеркнутая, угловатая анатомия: на мышцах, суставах, впадинах расставлены графичные акценты. Острые формы, спастичная пластика отражают судорожное биение мысли. Анна пишет саму суть человека, проецирует на холст его парадоксальное внутреннее содержимое.
Художница подсознательно использует узкие, вытянутые форматы холстов, которые оставляют минимум свободы. Подчеркивая тем самым, что большая часть человеку дарована природой: мы зависим от нее, питаемся ею, действуем инстинктивно. Контроль разума, без сомнения, присутствует в нашей жизни, но он не настолько велик, как нам кажется. В этой плоскости лежит основная проблема, которую исследует Анна Чугайнова: переход от природности человека к подлинно нравственному состоянию. В обыденной жизни художница ежедневно соприкасается с самыми разными людьми, проникается их настроениями и мыслями, наблюдает, подвергает анализу и задает себе главные вопросы: почему он так поступает? Почему так живет? Что им движет? Может ли человек измениться, или аксиома «люди не меняются» непреложна? В своих работах она беспристрастно фиксирует «болезнь жизни» – отпечатки, которые оставляют различные события: что-то может лишь едва задеть, что-то – сломать, другое, напротив, поднять, влить силы, сосредоточить. Больше всего ее угнетает «узкомыслие» индивуума в быту, воодушевляет – соприкосновение с вдохновлённым человеком, который развивается и мыслит широко.
Ее человек принадлежит к двум мирам: природному, где над ним властвует необходимость, и нравственному, в котором он свободен. Художница убеждена, что каждый обладает самосознанием и свободой воли, и это позволяет созидать себя как личность. Главная движущая сила в творчестве Анны Чугайновой – наблюдение за важнейшим актом выбора, благодаря которому природное существо становится настоящим мыслящим человеком. Настолько глубокое погружение в человеческую сущность можно смело назвать живописью антропологического познания.